Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ашапская средняя общеобразовательная школа» ПОЛОЖЕНИЕ Об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МБОУ «Ашапская средняя общеобразовательная школа» УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Ашапская средняя общеобразовательная школа» ________________ Д.А. Канисева «___»_______________20___г. Приказ № от г Принято на заседании педагогического совета учреждения Протокол № от Итоговой индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов или изменения социальной действительности с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и иную). 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования (ФГОС ООО, ФГОС СОО), а также Основной образовательной программы основного общего образования (Далее ООП ООО) и Основной образовательной программы среднего общего образования (далее ООП СОО) МБОУ «Ашапская СОШ» 1.2. Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над итоговым индивидуальным проектом (далее ИИП) в связи с переходом ФГОС ООО и ФГОС СОО. 1.3. ИИП является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения ООП ООО и ООП СОО. 1.4. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, которая направлена на повышение качества образования, демократизацию стиля общения педагогов и обучающихся. 1.5. Выполнение ИИП обязательно для каждого обучающегося 8 класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. В течение одного учебного года обучающийся должен выполнить один ИИП. Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть коллективными, групповыми, дуальными или индивидуальными. Какой проект будет выполнять обучающийся, он выбирает сам. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 1.6. Выполнение ИИП обязательно для каждого обучающегося 10 класса, перешедшего на обучение по ФГОС СОО, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. В течение одного учебного года обучающийся должен выполнить один ИИП. Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть коллективными, групповыми, дуальными или индивидуальными. Какой проект будет выполнять обучающийся, он выбирает сам. Проект должен носить социальную направленность, т.е. должен быть направлен на изменение окружающего обучающегося социума. 1.7. Выбор формы и темы ИИП осуществляется в сентябре, октябре текущего учебного года, когда формируется поле проектной деятельности на текущий учебный год. Для формирования поля проектной деятельности и её организации каждый учитель-предметник в сентябре текущего учебного года определяет тематику проектов по своему предмету (от 5 до 10 тем) и предлагает их обучающимся. Также это могут делать классные руководители, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог. 1.8. Защита ИИП является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся и формой проведения промежуточной аттестации. 1.9. Отметка за выполнение ИИП фиксируется в общем протоколе и выставляется в графу «Итоговый индивидуальный проект» в личном деле обучающегося. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании, аттестат о среднем общем образовании – отметка выставляется в свободную строку. За курс основного общего образования и среднего общего образования выставляется итоговая отметка за последний класс, в котором проводилась защита ИИП. В случае несогласия обучающегося с выставленной отметкой, ему предлагается доработать проект и защитить его в следующем классе ( в 9, 11 классе соответственно). 1.10. Результаты выполнения ИИП могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника основной школы на избранное им направление профильного обучения в старшей школе. 2. Цели и задачи выполнения ИИП. 2.1. Целями выполнения ИИП являются: 2.1.1. демонстрация обучающимися способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции. 2.1.2. выявление у школьника способности к сотрудничеству и коммуникации. 2.1.3. сформировать у обучающегося способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощение найденных решений в практику. 2.1.4. оценивание у обучающегося способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития. 2.1.5. определение уровня сформированности у обучающегося способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 2.2 Задачами выполнения ИИП являются: 2.2.1. Обучать планированию (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы). 2.2.2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать). 2.2.3. Развивать умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление. 2.2.4. Формировать и развивать навыки публичного выступления. 2.2.5. Формировать позитивное отношение к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). 2.2.6. Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии). 2.2.7.Вовлекать в творческое проектирование всех участников образовательного процесса – учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей), создание единого творческого коллектива единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания обучающихся. 2.2.8. Расширять границы практического использования проектных работ, созданных педагогами и обучающимися, укреплять престиж участия в проектной деятельности обучающихся, отрабатывать механизмы материального и морального стимулирования для педагогов. 3. Требования к подготовке ИИП 3.1. План, программа подготовки проекта для каждого обучающегося разрабатываются образовательной организацией. 3.2. Руководителем проекта является учитель(педагог), тему которого выбрал ученик. Руководителем проекта может быть учитель-предметник, классный руководитель, педагогпсихолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся. 3.3. Темы проектов могут предлагаться как учителем (педагогом), так и обучающимся. Тема, предложенная обучающимся, согласуется с учителем(педагогом). Учитель (педагог) может аргументировано отклонить тему проекта, предложенную обучающимся, если эта тема не отвечает общепринятым нормам поведения, косвенно пропагандирует асоциальное поведение, является околонаучной. 3.4. План реализации ИИП разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта. 4. Требования к содержанию и направленности ИИП 4.1. ИИП, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества. 4.2. ИИП может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы. 4.3. ИИП включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности. 4.4. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и средства ясно обозначены. Совместно с обучающимися составлена программа действий. При выборе темы ИИП необходимо учитывать следующее: 1. Педагоги обязаны уважительно относиться к личностному выбору обучающегося, не отговаривать его от выбора темы по своему предмету, не навязывать скучную для обучающегося тему. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. 2. Тема не только должна определять интерес автора к той или иной проблеме на данный, текущий момент, но и вписываться в общую перспективу профессионального развития ученика; т.е. иметь непосредственное отношение к предварительно выбранной или будущей специальности. 3. Выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности обучающегося к выполнению самостоятельного задания. 4. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме, должны быть доступны оборудование и литература. 5. Важна значимость, актуальность проблемы (соответствие запросами времени, возможность применения изучаемых идей и положений к окружающей действительности). 6. Формулировка темы должна ориентировать обучающегося на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу. 7. Из заголовка должно быть ясно, что является конкретным объектом, предметом исследования, хронологические рамки изучаемого периода, круг рассматриваемых проблем. 8. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы. 4.5. Возможные типы работ и формы их представления Таблица 1 Тип проекта Практикоориентированный, социальный Исследовательский Творческий Игровой или ролевой Цель проекта Решение практических задач Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Привлечение интереса публики к проблеме проекта. Представление опыта участия в решении проблемы проекта Проектный продукт анализ данных социологического костюм, опроса, макет, аналитические материалы модель, атлас, музыкальное произведение, атрибуты несуществующего мультимедийный продукт, государства, отчёты о проведённых бизнес-план, исследованиях, веб-сайт, праздник, видеофильм, публикация, выставка, путеводитель, газета, реферат, журнал, справочник, действующая фирма, система школьного самоуправления, игра, инсценировка, серия иллюстраций, карта, учебное пособие, коллекция, Художественная декламация; компьютерная анимация, чертеж, оформление кабинета, экскурсия. пакет рекомендаций, Эссе стендовый доклад, сказка, стихотворение, проза сценарий, статья, 5. Организация ИИП 5.1. Для формирования поля проектной деятельности и её организации каждый учитель-предметник (работающий в данном классе), а также это могут сделать классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, определяет тематику проектов по своему предмету (от 5 до 10 тем). Все заявленные темы ИИП со сроками их выполнения вносятся в сводную ведомость и подаются заместителю директора, который курирует проектную деятельность в школе. 5.2. Презентация поля проектной деятельности на текущий учебный год проходит в сентябре, октябре; 5.3. К концу октября должен произойти выбор тем и руководителей проектов обучающимися для проектирования. Темы проектов обучающихся и руководителей утверждаются приказом директора школы не позднее 30 октября и публикуются на сайте образовательного учреждения. Изменение темы проекта обучающимся допускается по согласованию с заместителем директора, курирующим проектную деятельность, в основном разрешается только корректировка названия темы или переход из одной проектной группы в другую. Изменение темы проекта допускается не позднее 1 декабря текущего года. Одну и ту же тему ИИП могут выбрать несколько учеников. 5.4. В декабре-марте в школе начинается «проектная четверть», во время которой происходит работа над ИИП. В это время происходят групповые и индивидуальные консультации с руководителями проектов, сбор информации по проекту, наблюдения, эксперименты, исследования, изготовление проектных продуктов. 5.5. Работа над проектом может быть начата и раньше, если сфера интересов обучающегося устойчива, налажен диалог с преподавателем. Преподавателями и администрацией школы приветствуется раннее начало работы над индивидуальными проектами. 5.6. К 30 декабря и 15 марта текущего учебного года руководители проектов отчитываются перед заместителем директора о ходе проектной деятельности, целях и задачах курируемых проектов, планах их реализации, возникших проблемах и путях их решения. Перед отчетом заместителю директора руководитель проекта заслушивает аналогичный отчет обучающегося. 5.7. В конце февраля обучающиеся сдают письменный отчет по проекту в объеме не более 10 листов на предварительную экспертизу, по результатам которой проект возвращается на доработку или допускается к защите на школьной конференции. Предварительная экспертиза проекта осуществляется руководителем проекта в соотвесвии с разработанными критериями. По результатам экспертизы руководитель пишет отзыв на ИИП обучающегося. 5.8. Во вторую-третью неделю мая в школе традиционно проходит школьная научно-практическая конференция. 5.9. В рамках конференции (по секциям) обучающиеся знакомят слушателей с проектным продуктом. Выступление и результаты работы обучающегося оцениваются компетентным жюри, согласно разработанным критериям. 5.10. В качестве ИИП с согласия обучающихся предоставляется возможность засчитать результаты муниципальных, краевых или всероссийских олимпиад (по технологии и другим предметам), конкурсов (творческого мастерства, предпринимательства, дизайна, бизнес- идей, социальных проектов, исследовательских работ ), семинаров, слётов, форумов, и т.д., которые подразумевают и содержат проектную деятельность и три её составляющие: проектную документацию, проектный продукт и защита – публичное выступление. 5.11. Критерии оценивания Результат Участие Призёр Победитель первичные баллы отметка первичные баллы отметка первичные баллы отметка Муниципальный 26 – «3» 30,35 – «4» 38 – «5» Краевой 38 – «5» 40,45 – «5» 48 – «5» Всероссийский 46 – «5» 47 – «5» 48 – «5» Уровень 5.12.Результаты, согласно вышеприведённой таблице, могут быть засчитаны и внесены в итоговую ведомость защиты ИИП только с согласия обучающегося и с обязательным предоставлением подтверждающей документации (сертификат, грамота, диплом и оформленная проектная документация) 6. Требования к оформлению ИИП 6.1. ИИП, выполненный в школе, должен быть представлен в печатном и электронном виде. Текст проекта набирается шрифтом Times New Romans. Размер шрифта- 14, интервал- 1,5, выравнивание – по ширине. Поля: левое- 30 мм., правое -15 мм., верхнее, нижнее – 20 мм.Все страницы нумеруются, кроме титульного листа. Каждый новый раздел начинается с новой страницы. 6.2. Содержание проектной работы: - Титульный лист - Оглавление (содержание): перечисление разделов и глав - Введение -Деление на разделы или главы, представленные в логической последовательности для более четкой передачи собранной информации - Заключение - Ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации (Обучающиеся обязаны соблюдать нормы и правила цитирования). - Приложение - Указание всех представленных в проекте печатных, рисованных, графических, фото-, видео-, музыкальных и электронных материалов В случае заимствования текста проекта(плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 6.3. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 2) подготовленная обучающимся проектная документация (объемом не более 10 печатных страниц) с указанием для всех проектов: а)исходного замысла, цели и назначения проекта, б)краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в)списка использованных источников информации. 3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе инициативности и самостоятельности, ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе), исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. 4) презентация проектной работы, которая необходима обучающемуся при защите проекта. Для исследовательских проектов обязательно наличие письменного отчета о проведении исследования (не более 10 листов) и приложения, включающего таблицы, фотографии, рисунки, диаграммы, анкеты и проч. Обязательные структурные части письменного отчета - введение и заключение. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи, адекватные предмету изучения методы исследования. В заключении подводятся итоги исследовательской работы, делаются выводы о точности рабочей гипотезы. Письменный отчет для творческих проектов имеет свою специфику, в его структуре обязательно описывается авторский замысел, этапы создания продукта, используемые технологии и материалы. Продукт творческой деятельности (изделие, буклет, видеоролик, стенгазета и проч.) должен быть представлен на защите. Отчет по реализации социального проекта должен содержать следующие структурные компоненты: описание проблемы, целей и задач проекта, альтернативных способов решения, рисков реализации проекта; аналитическое описание имеющихся и недостающих ресурсов для выполнения проекта, смета; функции участников проекта указываются в календарном плане, где обозначены зоны личного участия и зоны ответственности членов команды, точки промежуточного мониторинга. Планируемый проектный продукт по окончании проекта сравнивается с полученным результатом. 6.4. Перед сдачей руководителю для экспертизы электронный носитель с проектной работой должен быть тщательно проверен в отношении технико-демонстрационных параметров: системы запуска, темпа движения, силы и чистоты звука. При необходимости он должен быть снабжен пояснительной запиской с перечислением программ, необходимых для запуска. 6.5. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 6.6.При выполнении коллективной работы в проектной документации должна быть прописана роль каждого обучающегося в выполнении ИИП. 7. Требования к защите проекта. 7.1. Защита ИИП осуществляется на школьной конференции, где обучающийся выступает с защитой своего проекта, что дает возможность публично представить результаты его работы над ИИП и продемонстрировать уровень овладения обучающимися проектной деятельностью. В выступлении обучающегося отражаются цель и задачи проекта, основные этапы проектной деятельности, полученные результаты, а также демонстрируется проектный продукт. Выступление обучающегося сопровождается презентацией. Презентация как представление результатов проектной работы требует от обучающихся коммуникативных навыков, а именно максимально выгодно и обоснованно преподнести все преимущества проекта, учитывая особенности коммуникативного пространства и аудитории. 7.2. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания выступления (5-7 минут) слушатели и жюри задают вопросы по теме проекта. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. Защита по времени должна быть спланирована таким образом, чтобы обучающийся мог продемонстрировать готовый проектный продукт или представить материалы, подтверждающие его реализацию. 7.3.Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как один из вариантов наглядности защиты, однако ее создание и использование должно быть продиктовано требованиями целесообразности и эффективности. 8. Критерии оценки ИИП 8.1. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (проектной документации, проектного продукта, отзыва руководителя, публичного выступления) по каждому из четырех критериев: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий; сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументировано ответить на вопросы. 8.2. Критерии оценки ИИП, которыми руководствуется руководитель проекта при написании отзыва и члены жюри при выступлении обучающегося на школьной конференции (по всем критериям максимум 3 балла) *При написании отзыва руководителем происходит оценка по критериям:1.1- 1.6, 2.1-2.3,3.1-3.2, При выступлении на конференции происходит оценка по критериям: 2.4., 3.3.,3.4., 4.1.,4.2., 4.3- (в случае группового проекта) 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации Баллы Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных До 3 источников Критерий 1.2. Постановка проблемы Баллы Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы) для До 3 исследовательской работы Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта Баллы Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы До 3 исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, район Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы Баллы Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе До 3 работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к Баллы работе Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным До 3 отношением автора к идее проекта Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению 2. Сформированность предметных знаний и способов действий Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты, задачи выполнены Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы Критерий 2.3. Качество проектного продукта Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических средств Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы 3. Сформированность регулятивных действий Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности (читать в отзыве руководителя) Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены баллы 3 Баллы 3 Баллы 3 баллы 3 баллы 3 Баллы 3 Баллы 3 баллы 3 перспективы работы Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень воздействия на аудиторию Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 4. Сформированность коммуникативных действий, Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют Критерий 4.2 Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения Критерий 4.3. Умение осуществлять учебное сотрудничество в группе (для групповых проектов) Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Может брать инициативу на себя. Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельно определяет цели и функции участников, успешно справляется с баллы 1 2 3 баллы 3 баллы 1 2 3 баллы 1 2 3 конфликтными ситуациями внутри группы 8.3. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта учитываются три уровня сформированности навыков проектной деятельности: ниже базового уровня, базовый уровень и уровень, выше базового. В случае оценки проектов, в соответствии с выше названными критериями, обучающихся 5-9 классов соответствие баллов и уровней выглядит следующим образом: 0 баллов – низкий уровень 1 балл – базовый уровень 2 –3 балла – повышенный уровень В случае оценки проектов обучающихся 10-11 классов соответствие баллов и уровней выглядит следующим образом: 1 – низкий уровень 2 – базовый уровень 3 – повышенный уровень 8.4. Проект, получивший на предварительной экспертизе оценку «низкий уровень» возвращается на доработку обучающемуся. Обучающийся обязан доработать проект к началу школьной конференции, руководитель проекта обязан организовать для обучающегося дополнительные консультации по проекту. Информация о работе обучающимися над проектами доводится классным руководителем до сведения родителей. 8.5. В случае выдающихся проектов жюри или комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы. 8.6. Условия принятия решения по проекту: 8.6.1. Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей. Базовый уровень отметка 16-26 первичных баллов «удовлетворительно» Повышенный уровень отметка «хорошо» 27—37 первичных баллов 38—48 первичных баллов отметка «отлично» Оценивание ИИП руководителем проекта и членами жюри школьной конференции происходит в соответствии с требованиями оценочного листа проекта (Приложение 1). Итоговая отметка по каждому критерию и итоговая отметка в целом за проект определяется как среднее арифметическое отметок, выставленных руководителем проекта и членами жюри. При этом итоговая отметка выставляется в пользу ученика на основании правил математического округления. 8.6.2.Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: такая оценка выставлена руководителем проекта, жюри школьной конференции по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий); сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; ни один из обязательных элементов проекта (проектная документация, проектный продукт, отзыв руководителя, выступление) не дает оснований для иного решения. 8.6.3.Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; даны ответы на вопросы. 8. 7. Документация Для учащихся Индивидуальный план выполнения проекта. Этапы Виды деятельности Подгото вка Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся; Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы Планиро вание Формулировка задач, которые следует решить; Выбор средств и методов решения задач; Планируемая дата исполнения Дата фактичес ки Подпись руководите ля Процесс проекти рования Итог Определение последовательности и сроков работ Самостоятельная работа Оформления записки, плакатов и др. Достигнутый результат Оформление Защита Для руководителя проекта №п/п Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося; Общие сведения; ФИО ученика Тема проекта Итоговая оценка руководителя проекта Подпись 1. 2. Для классного руководителя Лист ознакомления родителей: №п/п ФИО ученика Тема проекта Дата Дата Подпись выполнения защиты родителей проекта 1. 2. …и т.д. 9. Права и ответственность сторон: Руководитель ИИП должен: Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по ИИП; Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации; Мотивировать обучающего на выполнение работы по ИИП; Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования; Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению ИИП. Руководитель ИИП имеет право: Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы; Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы; Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана ИИП. Обучающийся должен: Выбрать тему ИИП; Посещать консультации и занятия по созданию ИИП; Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя проекта: Подготовить проектную документацию, проектный продукт и выступить на школьной конференции с его защитой. Обучающийся имеет право: На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения ИИП; Использовать для выполнения ИИП ресурсы школы. Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в форме итогового индивидуального проекта (уровни сформированности навыков проектной деятельности) Критерий Самостоятель ное приобретение знаний и решение проблем 5-9 класс Базовый Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный. Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений Анализ заменен кратким описанием хода и порядка 10-11 класс Повышенный Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников Базовый Повышенный Работа содержит Работа содержит достаточно информацию из достаточный объем полную подходящей информации из разнообразных источников однотипных источников Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы) , но план действий по доказательству/опровержен ию гипотезы не полный Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания Представлен развернутый обзор работы по Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы) , но план действий по доказательству/опровержени ю гипотезы не полный Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания Представлен развернутый обзор работы по достижению Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость для окружающих Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся Самостоятель ное приобретение знаний и решение проблем работы достижению целей, целей, заявленных в проекте заявленных в проекте Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта. Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно Знание предмета Знание предмета Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты Тема проекта раскрыта Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы фрагментарно в рамках школьной программы или за рамками Проектный продукт не Продукт не полностью соответствует требованиям соответствует большинству требований качества в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы Работа самостоятельная, Работа отличается творческим демонстрирующая подходом, собственным оригинальным отношением серьезную заинтересованность автора, автора к идее проекта предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта. Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы Продукт не полностью Продукт полностью соответствует требованиям соответствует требованиям качества качества (эстетичен, удобен в качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации Регулятивные действия Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение использовании, соответствует заявленным целям) Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, но отсутствует логика подачи материала, может отсутствовать согласованность между презентацией и текстом доклада Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, может отсутствовать согласованность между презентацией и текстом доклада Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении Работа отличается четким грамотным оформлением точном соответствии установленными правилами Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности и в с Тема и содержание проекта Тема и содержание проекта раскрыты, представлен раскрыты. Представлен анализ развернутый обзор работы ситуаций, складывавшихся в ходе Регулятивные действия Коммуникаци я ожидаемого и полученного по достижению целей, по достижению целей, работы, сделаны необходимые результатов заявленных в проекте заявленных в проекте выводы, намечены перспективы работы Материал изложен с учетом Автору удалось вызвать Автору удалось вызвать Автору удалось вызвать интерес регламента, однако автору интерес аудитории, но он интерес аудитории, аудитории и уложиться в не удалось заинтересовать вышел за рамки возможен выход за рамки регламент аудиторию регламента регламента содержание всех элементов содержание всех элементов содержание всех элементов содержание всех элементов выступления дают выступления дают выступления дают выступления дают представление представление о проекте; представление о проекте; представление о проекте; о проекте; наблюдается присутствует культура присутствует культура присутствует культура речи, правильность речи; точность речи, наблюдаются речи, немотивированные немотивированные устной и письменной речи; немотивированные отступления от заявленной отступления от заявленной четкость речи, лаконизм, отступления от заявленной темы в ходе выступления темы в ходе выступления немотивированные отступления от темы в ходе выступления отсутствуют отсутствуют заявленной темы в ходе выступления отсутствуют Ответы на поставленные Автор уверенно отвечает на Автор уверенно отвечает на Автор проявляет хорошее вопросы однословные, поставленные вопросы, но поставленные вопросы, но не владение материалом, уверенно неуверенные. Автор не не до конца обосновывает до конца обосновывает свою отвечает на поставленные может защищать свою свою точку зрения точку зрения вопросы, доказательно и точку зрения развернуто обосновывает свою точку зрения Работает в группе Работает в группе Работает в группе Организует учебное сверстников, оказывает сверстников, оказывает сверстников, оказывает сотрудничество со сверстниками и взаимопомощь, задает взаимопомощь, взаимопомощь, выстраивает взрослыми, самостоятельно вопросы, необходимые для выстраивает продуктивное продуктивное определяет цели и функции организации собственной взаимодействие со взаимодействие со участников, успешно справляется деятельности сверстниками и взрослыми. сверстниками и взрослыми. с конфликтными ситуациями Может брать инициативу Может брать инициативу на внутри группы на себя. себя.