Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Обществознание» в 8 классе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию (2010г), Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 59 классы. -М.: Просвещение, 2014., авторской программы «Обществознание. 6–9 классы» / авт.-сост. Т.В. Коваль. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 и учебного плана МБОУ «Ашапская СОШ» на 2023-2024 учебный год. Программа рассчитана на 33 учебных часа, по 1 часу в неделю. Цели изучения курса обществознания в основной школе: • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; • формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Учебный предмет включает адаптированные в соответствии с целями обучения и психологическими особенностями обучающихся основы различных наук (социология, политология, социальная психология, философия, экономика, политология, юриспруденция). В 8 классе изучаются основы таких наук, как право и политология. Для изучения курса используется учебник «Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / И.В.Лексин, Н.Н.Чернигор; под ред. В.А. Никонова. М.: «Русское слово», 2022». Учебный предмет «Обществознание» в 8 классе отражает преемственность с курсом 6—7 классов и продолжает изучение обществознания в основной школе, поэтому требования к результатам изучения обществознания в 8 классе в полном объёме соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся основной школы готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению, предполагает использование метода реконструкций и анализа с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Программа курса призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности. Планируемые результаты освоения курса: Личностные результаты: 1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; 2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; 3.Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты: 1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); 2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; 3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога; 5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на: - использование элементов причинно – следственного анализа; - исследование несложных реальных связей и зависимостей; - определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов; - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа; - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; - подкрепление изученных положений конкретными примерами; - оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; - определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные результаты: 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин, политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; 7)понимание значения коммуникации в межличностном общении; 8) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Формы и методы работы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые. Ф о р м ы о р г а н и з а ц и и у ч е б н о й деятельности: практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, творческие работы, дискуссии, проектная деятельность. Формы контроля: тестирование, практические и контрольные работы, моделирование жизненных ситуаций, решение экономических и правовых задач. Формы контроля: текущий контроль осуществляется в форме 3 тематических контрольных работ по 2 варианта. Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы по теме «Основы правового положения личности в обществе». Содержание курса: Введение (1 час) Тема 1. Государство и личность (11 часов) Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Тема 2. Основы российского права ( 15 часов) Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Тема 3. Правовое положение несовершеннолетних (7 часов ) Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Календарно-тематическое планирование: № по Дата Корректировка Тема урока Количес поряд проведения даты тво ку проведения часов 1. 04.09. Введение 1 Тема 1. Государство и личность (11 часов) 2. 11.09. Конституция РФ 1 3. 18.09 Наше государство-РФ 1 4. 25.09 Россия – федеративное 1 государство 6. 02.10 Органы государственной власти 1 РФ 7. 09.10. Правоохранительные органы РФ. 1 Судебная система 8. 16.10 Гражданин и государство 1 9-10 23.10 Права и обязанности человека и 2 13.11 гражданина 11. 20.11 Международное право 1 12. 27.11 Международная защита жертв 1 вооруженных конфликтов 13. 04.12 Повторительно-обобщающий 1 урок по теме «Государство и личность» Тема 2. Основы российского права ( 15 часов) 14. 11.12 Основы права и законодательство 1 15. 18.12 Правоотношения 1 16. 25.12 Правоспособность и 1 17. 18. 19. 20. 21. 22. 15.01 22.01. 29.01. 05.02. 12.02. 19.02 23. 24. 25. 26. 26.02. 04.03. 11.03 18.03 08.04 27. 15.04. 28. 22.04 29. 30. 29.04. 06.05 31. 13.05 32. 20.05 дееспособность человека Гражданские правоотношения Право собственности Права потребителей Семейные правоотношения Трудовые правоотношения Административные правоотношения Правонарушения Юридическая ответственность Уголовное право. Преступление и наказание Административные правонарушения и наказания Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы российского права» Тема 3. Правовое положение несовершеннолетних (7 часов ) Правовой статус несовершеннолетних Защита прав ребенка Подросток в трудовых правоотношениях Уголовная ответственность несовершеннолетних Итоговая контрольная работа 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Обществознание» в 9 классе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию (2010г), Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 59 классы. - М.: Просвещение, 2014, авторской программы «Обществознание. 6–9 классы» / авт.-сост. Т.В. Коваль. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 88 с. — (ФГОС. Инновационная школа). В сотвествии с учебным планом школы на 2023-2024 учебный год на изучение курса отводиться 1 час в неделю, т.е. 33 часа в год. Цели изучения курса обществознания в основной школе: • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; • формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Учебный предмет включает адаптированные в соответствии с целями обучения и психологическими особенностями обучающихся основы различных наук (социология, политология, социальная психология, философия, экономика, политология, юриспруденция). В 9 классе изучаются основы таких наук, как экономика, право и политология. Для изучения курса используется учебник «Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / М.В. Кудина, И.В. Чурзина; под ред. В.А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019» (ФП № 1.2.3.3.3.4). Учебный предмет «Обществознание» в 9 классе отражает преемственность с курсом 5—8 классов и завершает изучение обществознания в основной школе, поэтому требования к результатам изучения обществознания в 9 классе в полном объёме соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования. В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества, изучением тем «Экономическая сфера». Тема «Человек и экономика» даёт обобщённое представление об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов и т.д.). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Не менее важным является рассмотрение вопросов макроэкономики. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся основной школы готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению, предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Программа курса призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности. Планируемые результаты освоения курса: Личностные результаты: 1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; 2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; 3.Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты: 1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); 2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; 3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога; 5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на: - использование элементов причинно – следственного анализа; - исследование несложных реальных связей и зависимостей; - определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов; - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа; - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; - подкрепление изученных положений конкретными примерами; - оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; - определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные результаты: 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. олитической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; 15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении; 16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Содержание курса: Введение. Что изучает обществознание в 9 классе (1 час) Раздел 1. Экономика и её основные элементы (10 часов). Понятие экономики. Что изучает экономическая наука. Основное противоречие экономического развития. Материальные и нематериальные блага. Виды потребностей. Товары и услуги. Ресурсы, ограниченность ресурсов. Роль экономики в жизни общества. Производство — основа экономики. Характерные черты современного производства. Воспроизводственный процесс. Распределение. Обмен. Потребление. Новые технологии и новые возможности современного производства. Нанотехнологии, ресурсосберегающие технологии. Факторы производства. Производительность труда. Факторы повышения производительности труда. Разделение труда. Разделение труда по функциональному и технологическому признаку. Профессиональное разделение труда. Профессия и специальность. Специализация и кооперация труда. Собственность. Юридическое и экономическое содержание собственности. Субъекты и объекты собственности. Формы собственности. Интеллектуальная собственность. Предприятие. Малые, средние и крупные предприятия. Современные формы предприятий. Деньги. Функции денег. Наличные и безналичные деньги. Денежное обращение. Инфляция и её последствия. Раздел 2. Экономическая система и экономическая деятельность (10 часов). Экономическая система. Типы экономических систем. Натуральное хозяйство и товарное производство. Традиционные экономические системы. Централизованная экономика. Рыночная и смешанная экономика. Конкуренция. Рынок и рыночный механизм. Спрос, предложение, равновесная рыночная цена. Экономический цикл. Саморегулирование рыночного механизма. Субъекты экономических отношений (домашние хозяйства, хозяйствующие субъекты, государство). Виды рынков. Рынок потребительских товаров и услуг. Рынок ресурсов. Финансовый рынок. Предпринимательская деятельность. Функции предпринимательства. Коммерческое и некоммерческое предпринимательство. Издержки, выручка, прибыль. Постоянные и переменные издержки. Экономическая прибыль. Торговля. Функции современной торговли. Виды торговли. Реклама. Маркетинг. Заработная плата. Реальная и номинальная заработная плата. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Стимулирование труда. Раздел 3. Государство в современной экономике (5 часов). Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Социальная политика государства в рыночной экономике. Социальная защита населения. Государственный бюджет. Функции государственного бюджета. Дефицит и профицит государственного бюджета. Внутренние и внешние источники государственного бюджета. Государственный долг. Налоги. Функции налогов. Налоговая система Российской Федерации. Классификация налогов. Роль налогов в современном мире. Общественные блага. Налогообложение граждан. Уплата налогов — конституционная обязанность гражданина. Раздел 4. Особые виды экономической деятельности (7 часов). Банк. Банковская система Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации и его функции. Коммерческие банки. Небанковские кредитные организации. Банковская деятельность. Активные и пассивные банковские операции. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Защита от финансовых махинаций. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности, предпринимательских рисков. Пенсионное обеспечение. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). Экономика семьи. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Сбережения. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Итоговое повторение по теме «Экономическая сфера» (1час). Формы и методы работы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые. Ф о р м ы о р г а н и з а ц и и у ч е б н о й деятельности: практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, творческие работы, дискуссии, проектная деятельность Формы контроля: Тестирование, практические и контрольные работы, моделирование жизненных ситуаций, решение экономических и правовых задач. Формы контроля: текущий контроль осуществляется в форме 3 тематических контрольных работ по 2 варианта. Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы по теме «Экономическая сфера». Календарно-тематическое планирование: № урока Дата План Тема урока Факт Количест во часов Введение. Что изучает обществознание 1 в 9 классе? Раздел 1. Экономика и её основные элементы (10 часов). 2. 11.09 Что такое экономика? 1 3. 18.09 Товары и услуги. Ресурсы и 1 потребности 4. 25.09 Производство-основа экономики 1 5. 02.10. Новые технологии и их возможности 1 6. 09.10. Факторы производства и 1 производительность труда 7. 16.10. Разделение труда 1 8. 23.10. Собственность 1 9. 30.10. Предприятие 1 10. 13.11. Деньги и денежное обращение 1 11. 20.11. Контрольная работа «Экономика и ее 1 основные элементы» Раздел 2. Экономическая система и экономическая деятельность (10 часов) 12-13 27.11. Экономическая система 1 04.12 14-15 11.12 Рыночная экономика. Спрос и 2 18.12. предложение. Конкуренция 16. 25.12. Рыночная система и современная 1 российская экономика 17. 15.01. Виды рынков 1 18. 22.01. Предпринимательство 1 19. 29.01 Торговля 1 20. 05.02. Рынок труда. Кем быть? 1 1. 04.09 Контрольная работа «Экономическая система и экономическая деятельность» Раздел 3. Государство в современной экономике (5 часов) 22. 19.02. Государство и его роль в экономике 23. 26.02. Государственный бюджет 24. 04.03 Налоговая система 25. 11.03 Почему необходимо платить налоги? 26. 18.03. Контрольная работа «»Государство в современной экономике» Раздел 4. Особые виды экономической деятельности (7 часов) 27. 08.04. Банки и их роль в экономической жизни 28. 15.04. Банковские услуги Новые виды банковских услуг 29. 22.04. Инвестиции. 30. 29.04. Страхование 31. 06.05. Экономика семьи 32 13.05 Пенсионное обеспечение Самосто 13.05 Проектная деятельность «Экономика ятельна семьи» я работа Итоговое повторение (1 час) 33. 20.05. Итоговая контрольная работа 21. 12.02. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Пояснительная записка Рабочая программа по предмету обществознание для 11 класса разработана в сотвествии с ФГОС СОО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г., Примерной программой среднего (полного) общего образования по обществознанию на базовом уровне. М.,2015г., с учетом авторской программы Соболева О.Б. «Обществознание. Базовый уровень: рабочая программа: 10-11 класс. М., Вентана-Граф, 2017г. Рабочая программа ориентирована на учебник Гаман-Голутвина О.В. Обществознание. Базовый уровень: 11 класс. М., Вентана-Граф, 2021г. Изучение предмета обществознание в 10-11 классах на базовом уровне является интегрированным (включает экономику и право) и рассчитано на 140 часов ( по 2 часа в неделю в 10 и 11классах). Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) среднего общего образования составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и включает в себя 6 модулей: «Человек. Человек в системе общественных отношений», «Общество как сложная динамичная система», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Правовое регулирование общественных отношений». В 2021-2022 учебном году в 11 классе изучаются темы: «Политика», «Правовое регулирование общественных отношений», «Современное общество». В 2023-2024 учебном году на изучение предмета обществознание в 11 классе согласно учебному плану МБОУ «Ашапская СОШ» отводится 68 часов. Цели изучения обществознания в 10-11 классах состоят в создании условий содействующих: • воспитанию гражданской позиции юношества, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни, уважения к традициям и культуре общества; готовности активно участвовать в процессах модернизации и инновационного развития нашей страны; • развитию личности в период ранней юности, её духовно-нравственных позиций и приоритетов, правового сознания, политической культуры, экономического образа мышления, способности к предстоящему самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной; • освоению системы знаний о различных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; • овладению умениями получать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию из различных, включая неадаптированные, источников, преобразовывать её и использовать для решения учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций; • расширению палитры способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; • обогащению опыта применения полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере. Планируемые результаты освоения учебного предмета Обществознание как интегративный предмет социального характера обладает уникальным потенциалом для достижения большинства личностных и метапредметных результатов обучения, выделенных ФГОС. Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования: На уроках обществознания в 11 классе создаются условия для формирования: 1) российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн); 2) гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовности к служению Отечеству, его защите; 4) мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; осознание своего места в поликультурном мире; 5) основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантного сознания и поведение в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственного сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятия и реализации ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятия вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умения оказывать первую помощь; 13) осознанного выбора будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) экологического мышления, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования: Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования: Модуль «Политика» Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России. Модуль «Правовое регулирование общественных отношений» Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы юрисдикции. гражданского Особенности уголовного процесса. Особенности процесса. Стадии административной уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации. Модуль «Современное общество» Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Модуль «Политика» Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы; выделять основные этапы избирательной кампании; в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления; самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров; характеризовать особенности политического процесса в России; анализировать основные тенденции современного политического процесса. Модуль «Правовое регулирование общественных отношений» Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений; перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции; характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; применять знание основных норм права в ситуациях повседневной прогнозировать последствия принимаемых решений; жизни, оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону; характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Модуль «Современное общество» Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом; выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития; систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица). № Дата План 1. Календарно - тематическое планирование Тема урока факт 01.09 Количество часов Введение. Что изучает обществознание? 1 Раздел 1. Политика 20 часов 2. 01.09 Политика и власть 1 3. 08.09 Политика как сфера общественной жизни и деятельности 1 4. 08.09 Политическая система общества 1 5-6 15.09 Государства современного мира 2 7 22.09 СМИ как четвертая ветвь власти 1 8 22.09 Урок – практикум политические СМИ» 9 29.09 Политическая культура 1 10 29.09 Урок практикум «Наша политическая культура» 1 11 06.10 Политическая идеология 1 12 06.10 Политическое участие 1 «Учимся читать 1 13 13.10 Урок-практикум «Участвуем общественной жизни» в 14-15 13.10 Политические партии и движения 2 1 20.10 16 20.10 Политическое лидерство 1 17 27.10 Политическая элита 1 18 27.10 Политический процесс 1 19 10.11 Избирательные системы и избирательная компания в РФ 1 20 10.11 Урок-практикум «Политические партии и избирательные системы 1 21 17.11 Контрольная работа по теме «Политика» 1 Раздел 2. Правовое регулирование общественных отношений 39 часов 22 17.11 Право в системе социальных норм 1 23-24 24.11 Правовая норма. Источники и система права 2 25 01.12 Правоотношения 1 26 01.12 Правонарушения ответственность 27 08.12 Правосознание и правовая культура 1 28 08.12 Особенности Конституции РФ 1 29 15.12 Федеративное устройство РФ 1 30-31 15.12 Органы власти в РФ 2 и юридическая 1 22.12 32 22.12 Государственное управление в РФ 1 33-34 29.01 Права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности гражданина РФ 2 35 12.01 Право на благоприятную окружающую 1 среду 36 12.01 Урок-практикум «Право граждан РФ на образование» 1 37 19.01 Права и обязанности налогоплательщика 1 38 19.01 Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба 1 39 26.01 Урок – практикум «Защита конституционных прав граждан» 1 40 26.01 Международная защита прав человека 1 41-42 02.02 Семейное право и основные вопросы брака 2 43 09.02 Урок-практикум правоотношения» «Семейные 1 44-45 09.02 Трудовое право и его значение в регулировании трудовой деятельности человека 2 Урок-практикум правоотношения» 2 16.02 46-47 16.02 01.03 48-49 01.03 «Трудовые Гражданское право 2 15.03 50 15.03 Гражданские споры и их разрешения 1 51 22.03 Урок-практикум правоотношения» 1 52 22.03 Административное право 1 53 05.04 Уголовное право 1 54 05.04 Уголовный процесс 1 55 12.04 Урок-практикум уголовного права норм 1 56 12.04 Борьба государства с экстремизмом и терроризмом 1 57 19.04 Урок-практикум «Процессуальное право в РФ» 1 «Гражданские «Применение 58 19.04 Профессия юрист 59-60 26.04 Контрольная регулирование отношений» 1 работа «Правовое общественных 2 Раздел 3 Современное общество 6 часов 61 03.05 Общественное изменение и развитие 1 62 03.05 Глобализация и вызовы XXI века 1 63-64 17.05 Урок-практикум «Пути преодоления угроз и вызовов современному обществу» 2 65 17.05 Россия и мир. Особенности современного развития 1 66-68 24..05 Итоговая контрольная работа 2