программа воспитания 1-4

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ........................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ............................................................................................ 4
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ........................................................ 4
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ................................................. 7
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ......................................................................... 9
2.1 Уклад общеобразовательной организации...................................................... 9
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ....................... 10
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ................................................................... 23
3.1 Кадровое обеспечение ..................................................................................... 26
3.2 Нормативно-методическое обеспечение ....................................................... 26
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями........................................................................................................ 26
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся .......................................................................................... 28
3.5 Анализ воспитательного процесса ................................................................. 29
Календарный план воспитательной работы ....................................................... 32

Программа воспитания
Программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской
Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных
стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 286). Программа основывается на единстве и преемственности
образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными
рабочими

программами

воспитания

для

организаций

дошкольного

и

среднего

профессионального образования.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности,

осуществляемой

совместно

с

семьёй

и

другими

участниками

образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в
российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской
идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие
работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные
представители),

представители

иных

организаций,

участвующие

в

реализации

образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации,
локальными

актами

общеобразовательной

организации.

Родители

(законные

представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной
организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных)
норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти
ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся.
Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный

российский

национальный

воспитательный

идеал

—

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной
организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации

на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение
знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское
общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений
к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение
соответствующего

этим нормам, ценностям, традициям социокультурного

опыта

поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных
знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии

с

ФГОС.

общеобразовательных

Личностные

программ

результаты

включают

осознание

освоения

обучающимися

российской

гражданской

идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению,
наличие

мотивации

к

целенаправленной

социально

значимой

деятельности,

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется

на

основе

аксиологического,

антропологического,

культурно-

исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии
с ФГОС:
 гражданское

воспитание

—

формирование

российской

гражданской

идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование

российского

национального

исторического

сознания,

российской

культурной идентичности;
 духовно-нравственное

воспитание

—

воспитание

на

основе

духовно-

нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к
старшим, к памяти предков;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности;
 экологическое

воспитание

—

формирование

экологической

культуры,

ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды;
 ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учётом личностных интересов и общественных потребностей.

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине —
России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей
Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего
региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе,
гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с
учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий
неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий
старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий
ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России,
имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка,
проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве
людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в
быту, природе, обществе.

Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в
познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном
знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
МБОУ «Ашапская СОШ» небольшая школа в сельской местности, в структуре
имеется филиал Малоашапская ООШ (национальная школа) и структурное подразделение
«Ашапский детский сад». В школе обучаются дети из 8 близлежащих населенных пунктов.
Градообразующих предприятий на территории нет. Родители заняты в бюджетной сфере
или в мелких КФХ. По инициативе казаков и родителей созданы кадетские классы.
Кадетские классы составляют 30-50 % обучающихся. Партнерами ворганизации
воспитательного процесса кадетских классов является Ашапское хуторское казачье
общество.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка
при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
В 2023 году на базе школы открыт центр
образования естественно-научной и
технологической направленностей «Точка роста» в рамках федерального проекта
«Современная школа» национального проекта «Образование». Он призван обеспечить
повышение охвата обучающихся программами основного общего и дополнительного
образования естественно-научной и технологической направленностей с использованием
современного оборудования. Центр «Точка роста» будет является частью образовательной
среды общеобразовательной организации, на базе которой осуществляется:
— преподавание учебных предметов из предметных областей «Естественно-научные
предметы», «Естественные науки», «Математика и информатика», «Труд(технология)»;
— внеурочная деятельность для поддержки изучения предметов естественно-научной и

технологической направленностей;
— дополнительное образование детей по программам естественнонаучной и технической
направленностей;
— проведение внеклассных мероприятий для обучающихся;
— организация образовательных мероприятий, в том числе в дистанционном формате с
участие обучающихся из других образовательных организаций.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Урочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала уроков предусматривает):
 максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в

определении

воспитательных задач уроков, занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие
на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 применение

интерактивных

форм

учебной

работы

—

интеллектуальных,

стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;

 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации,
установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
 организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими

одноклассниками,

в

том

числе

с

особыми

образовательными

потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
- использование приемов смыслового чтения с подбором соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций, в которых демонстрируются примеры
ответственного и

гражданского поведения, проявление человеколюбия и уважения к

людям и которые позволяют перевести содержание урока с уровня знаний на уровень
личностно-ценностных смыслов;
- специально разработанные уроки - уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки
мужества, уроки -встречи с интересными людьми, которые расширяют образовательное
пространство предмета, воспитывают гордость и уважение к своей Родине, в том числе к
малой, к ее природе, к людям, которые живут рядом;
- применение интерактивных форм обучения:
 интеллектуальных игр, которые мотивируют

познавательную деятельность

обучающихся;
 дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках;
 учебных дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
 групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе
и взаимодействию с другими обучающимися, постановке общей цели, для
достижения которой каждый должен внести свой индивидуальный вклад,
распределению ролей, рефлексии вклада каждого в общий результат.
- организацию предметных образовательных событий (проведение предметных и
метапредметных недель, конференции по защите ИИП) для обучающихся с целью
развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах
предметной деятельности, раскрытие

познавательных способностей обучающихся с

разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

- проведение учебных (олимпиады, интеллектуальные конкурсы, турниры), учебноразвлекательных

(конкурсы

чтецов,

рисунков,

газет,

презентаций,

викторины,

литературные композиции, экскурсии, квест-игры), спортивных мероприятий (спортивные
соревнования, веселые старты, Смотр строя и песни, спортивный праздник «Золотая
осень", турпоходы);
- инициирование и поддержка исследовательской и проектной деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
оборудования центра «Точка роста»,

проектов с использованием

что даст школьникам возможность приобрести

навыки самостоятельного решения проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения, а также уважительного отношения к точке зрения других
людей (участие в конкурсах, выставках, научно-практических конференциях, форумах,
авторские публикации в различных изданиях, в том числе выше школьного уровня);
-

установление доверительных

отношений

между учителем

и

его

учениками,

способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного
дела, создание ситуации успеха)
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и последующим соблюдение «Правил
обучающихся МБОУ Ашапская СОШ», Устава кадет и юнармейцев через взаимоконтроль
и самоконтроль обучающихся.

Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий различной направленности):
 курсы,
патриотической,

занятия

исторического

просвещения,

военно-патриотической,

патриотической,

краеведческой,

гражданско-

историко-культурной

направленности;
 курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам
народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-

историческому краеведению;
 курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности;
 курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
 курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и
жанров;
 курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;
 курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
 курсы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (1-11 классы еженедельно
по понедельникам первым уроком), «Россия - мои горизонты» (6-11 классы еженедельно
по четвергам), «Орлята России» (1-4 классы), «Я – ты –он-она-вместе целая страна» (5
класс), Семьеведение- 5 класс, Функциональная грамотность 1-11 классы
Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся предусматривает:
 планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической
направленности, еженедельные «Разговоры о важном»;
 инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе (каждый класс проводит одно школьное мероприятие в
течение года);
 организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения;
 сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней
рождения обучающихся, классные вечера;
 выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в общеобразовательной организации;

 изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за
их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.),
совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные
беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в
которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
 регулярные

консультации

с

учителями-предметниками,

направленные

на

формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение
и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
 проведение

мини-педсоветов

для

решения

конкретных

проблем

класса,

интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
 организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в
целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями,
администрацией(собрания не реже 1 раза в четверть, день общения с родителямиеженедельно в определенное время);
 создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;
 привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации

и

проведению

воспитательных

дел,

мероприятий

в

классе

и

общеобразовательной организации;
 проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
 общешкольные

праздники,

ежегодные

творческие

(театрализованные,

музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
 участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России,
мире;
 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в общеобразовательной организации, обществе;
 церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своей
местности;
 социальные

проекты

в

общеобразовательной

организации,

совместно

разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием
социальных

партнёров,

комплексы

дел

благотворительной,

экологической,

патриотической, трудовой и др. направленности;
 проводимые для жителей поселения, своей местности и организуемые совместно с
семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,
значимыми событиями для жителей поселения;
 разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой,

экологической,

трудовой,

спортивно-оздоровительной

и

др.

направленности;
 вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях

(сценаристов,

постановщиков,

исполнителей,

корреспондентов,

ведущих,

декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за
приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
 наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Внешкольные мероприятия
Реализация

воспитательного

потенциала

внешкольных

мероприятий

предусматривает:
 общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнёрами общеобразовательной организации( ДК Ашап, ХКО «Ашапский
Свято-Троицкий хутор», сельская библиотека и др);
 внешкольные

тематические

мероприятия

воспитательной

направленности,

организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным
предметам,

курсам,

модулям

(тематические

предметные

недели,

олимпиады,

соревнования);
 экскурсии, походы выходного дня (в музей, социальный кинозал, технопарк, на
предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
 литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей,
деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе

которых

складывается

детско-взрослая

общность,

характеризующаяся

доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
заключается в:
 оформление

внешнего

вида

здания,

фасада,

холла

при

входе

в

общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации,
субъекта

Российской

Федерации,

муниципального

образования

(флаг,

герб),

изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней
истории, исторической символики региона;
 организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
 размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и

исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических,
художественно

оформленных,

в

том

числе

материалами,

подготовленными

обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона,
России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания,
портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
 изготовление,

размещение,

обновление

художественных

изображений

(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы
России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной
культуры народов России;
 организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового
пространства

позитивной

духовно-нравственной,

гражданско-патриотической

воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения),
исполнение гимна Российской Федерации;
 разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе
«мест гражданского почитания» (бюст К.К.Рокоссовскому во дворе школы),

в

помещениях общеобразовательной организации и на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов
воинской славы, памятников, памятных досок;
 оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого
этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию

позитивного

гражданско-патриотического,

духовно-нравственного

содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся
и т. п.;
 разработку и популяризацию символики общеобразовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемой как
повседневно, так и в торжественные моменты;
 подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
 поддержание

эстетического

вида

и

благоустройство

всех

помещений

в

общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,

озеленение территории при общеобразовательной организации;
 разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
 создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего
использования свои книги, брать для чтения другие;
 деятельность

классных

руководителей

и

других

педагогов

вместе

с

обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий,
пришкольной территории;
 разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
 разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики
и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся реализуется через:
 создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах
представительных

органов

родительского

сообщества

(родительского

комитета

общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении
вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества
в Управляющем совете общеобразовательной организации;
 тематические родительские собрания в классах ( не реже 1 раза в четверть),
общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений
обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания(октябрь, март);
 родительские дни (дни открытых дверей), в которые родители (законные
представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия (январь);
 работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям,
педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением

актуальных вопросов воспитания;
 проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации
психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских
религий, обмениваться опытом;
 родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной организации,
интернет-сообщества,

группы

с

участием

педагогов,

на

которых

обсуждаются

интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
 участие

родителей

в

психолого-педагогических

консилиумах

в

случаях,

предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в
общеобразовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей
(законных представителей);
 привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
 целевое взаимодействие с

законными представителями детей-сирот и детей

оставшихся без попечения родителей, приёмных детей.
 проведение родительских собраний по вопросам профессиональной ориентации
обучающихся, ознакомление родителей с системой воспитания и дополнительного
образования.
Самоуправление
Реализация
воспитательного
потенциала
ученического
самоуправления
осуществляется в школе:
-через деятельность Совета обучающихся, (в состав входят по 1 представителю от класса)
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и
законные интересы. Совет обучающихся собирается по мере необходимости, но не реже 1
раза в четверть
-через деятельность Совета министров, объединяющего командиров 7-11 классов для
облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной
связи от классных коллективов. Совет министров решает вопросы 1 раз в месяц или по
мере необходимости. Куратором Совета министров является президент школы, который
избирается большинством из выдвинутых кандидатур 7-10 классов.
-через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных

конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
-через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой
школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе.
На уровне классов:
-через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
командиров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных
руководителей;
-через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (спорт, культура, здравоохранение, кадетство, образование);
-через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся
в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых
среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
-через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.
Профилактика и безопасность
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в общеобразовательной
организации предусматривает:
 организацию

деятельности

педагогического

коллектива

по

созданию

в

общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности
через формирование законопослушного поведения;
 проведение

исследований,

мониторинга

рисков

безопасности

и

ресурсов

повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп
риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
 проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов ( ПМПК
с.Орда,

психологов,

коррекционных

педагогов,

работников

социальных

служб,

правоохранительных органов, опеки и т. д.);
 разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу
как

с

девиантными

обучающимися,

так

и

с

их

окружением;

организацию

межведомственного взаимодействия с ПДН Ординского МО;
 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической

направленности

социальных

и

природных

рисков

в

общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами,
родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против
курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения, культы,
субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на
транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
 организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого

поведения,

по

развитию

навыков

саморефлексии,

самоконтроля,

устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
 профилактику

правонарушений,

девиаций

посредством

организации

деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия),
испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том
числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и
др.);
 предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным
поведением и др.);
 профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
 профилактическая работа по безопасности среди родителй (беседы, собрания,
инструктажи, памятки, патруль..)
Социальное партнёрство
Реализация
предусматривает):

воспитательного

потенциала

социального

партнёрства

 участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей,

государственные,

региональные,

школьные

праздники,

торжественные

мероприятия и т. п.);
 участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных

занятий,

внешкольных

мероприятий

соответствующей

тематической

направленности;
 проведение

на

базе

организаций-партнёров

отдельных

уроков,

занятий,

внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
 проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных
проблем,

касающихся

жизни

общеобразовательной

организации,

муниципального

образования, региона, страны;
 реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами

с

организациями-партнёрами

благотворительной,

экологической,

патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Профориентация
Реализация

воспитательного

потенциала

профориентационной

работы

реализуется через
-реализацию единой модели профориентации школы;
- организацию внеурочной деятельности «Билет в будущее»;
 проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
 профориентационные

игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),

расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;
 профессиональные пробы, экскурсии на предприятия, в организации, дающие
начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;

 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных

парков,

лагерей,

дней

открытых

дверей

в

организациях

профессионального, высшего образования;
 организацию на базе детского лагеря при общеобразовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где
обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие
навыки;
 совместное

с

педагогами

изучение

посвящённых

выбору

профессий,

прохождение

тестирования,

онлайн-курсов

по

обучающимися

интересующим

интернет-ресурсов,

профориентационного
профессиям

и

онлайн-

направлениям

профессионального образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
 индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных

представителей)

по

вопросам

склонностей,

способностей,

иных

индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими
будущей профессии;
 проведение родительских собраний по вопросам профессиональной ориентации
обучающихся;
 освоение обучающимися

основ профессии

в рамках

различных

курсов,

включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента
участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного
образования.
Кадетско-юнармейское движение.
эффективность реализации м кадетско-юнармейского движения заключается в дальнейшем
совершенствовании системы работы по гражданско-патриотическому
воспитанию через модель функционирования кадетских

образованию и

и юнармейских классов.

Деятельность кадетских классов организуется на основе Устава учреждения, Положения о
кадетских

классах

и

иных

локальных

актов.

Деятельность кадетских классов начинается с 1 по 11 классы. Класс формируется на
добровольной основе из числа обучающихся школы на основании заявления родителей
Социальными партнерами в работе являются:

Военный комиссариат по Ординскому и Уинскому районам.Районный совет ветеранов
войны и труда
Районный совет ветеранов запаса
МО МВД «Суксунский» по Ординскому району
Хуторское казачье общество «Ашапский Святотроицкий хутор»
Пожарная часть МЧС РФ по Ординскому району
ФОК «Золотая Орда»
ДК с.Ашап
Основными принципами модуля являются:
-Личностно-ориентированное обучение с учетом интеллектуального, психологического и
социального развития каждого ребенка, предоставление
-Применение на всех уровнях образования современных коммуникационных технологий;
-Введение в образовательный процесс предметов и курсов, способствующих развитию у
ребенка

навыков психологического

самоуправления

и

развитию

эмоционального

интеллекта;
-Использование шефства при организации воспитательной работы в кадетских классах.
-Сочетание принципов национального патриотизма и толерантности;
-Добровольное погружение в социально и личностно значимую деятельность;
Работа осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
 Общешкольный родительский кадетский комитет, участвующий в управлении
кадетскими и юнармейскими классами и решении вопросов воспитания и социализации
их детей;
 Специальные курсы внеурочной деятельности (строевая подготовка, этикет
кадета, бальные танцы)
 Уроки мужества гражданско-патриотической направленности (1 раз в месяц)
 Кадетские часы
 Совместные праздники и мероприятия с родителями, наставниками, социальными
партнерами (кадетский бал, смотр строя и песни, день героев Отечества, присяга
кадетских классов, 9 Мая)
 Организация на базе школы профильного лагеря дневного пребывания

 социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
(законных представителей), кадет, юнармейцев вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации специалистов и партнеров.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Общая численность педагогических работников школы – 25 человек. 65 % от общей
численности педагогических работников имеют высшее педагогическое образование..
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе и с ОВЗ,
осуществляют следующие специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, педагоглогопед. В школе 14 классов-комплектов, с которыми работают 14 классных
руководителей.
Кадровое обеспечение воспитательного процесса:
- заместитель директора;
- советник директора по воспитанию;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- педагог-логопед;
- педагоги дополнительного образования;
- классные руководители.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Подготовка приказов и локальных актов школы по внедрению рабочей программы
воспитания

в

методических

образовательный
пособий,

процесс.

содержащих

Обеспечение

«методические

использования
шлейфы»,

педагогами

видеоуроков

и

видеомероприятий по учебно-воспитательной работе
Создание рабочей программы воспитания на 2025-2028 г. с приложением плана
воспитательной работы школы на три уровня образования НОО, ООО, СОО. Обновление
содержания воспитательных программ в целях реализации новых направлений программ
воспитания. Подготовка/корректировка дополнительных общеразвивающих программ ОО.
Сайт, на котором будут отражены реальные результаты программы воспитания
https://ashap-sosh.permschool.ru
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
В

воспитательной

работе

с

категориями

обучающихся,

имеющих

особые

образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально

уязвимых групп, одарённых, с отклоняющимся поведением, — создаются особые условия
В настоящее время в учреждении, получает образование 3% детей с ОВЗ во всех
уровнях образования. Дети ОВЗ получают образование, на равных, со всеми обучающимися,
создана благоприятная доброжелательная среда. Эти дети находятся под пристальным
контролем классных руководителей, и социально-психологической службы. Они имеют
возможность участвовать в различных формах жизни детского сообщества: в работе органов
самоуправления, участвовать в конкурсных мероприятиях онлайн и офлайн, в школьных
праздниках. Обеспечивается возможность их участия в жизни класса, школы, событиях
группы. Таким образом, формируется их личностный опыт, развивается самооценка и
уверенность в своих силах, опыт работы в команде, развивает активность и ответственность
каждого

обучающегося

в

социальной

ситуации

его

развития.

Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для
их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей
и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семей

обучающихся,

содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При

организации

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными

потребностями школа ориентируется на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся
с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных

вспомогательных

средств

и

педагогических

приёмов,

организацией

совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов,
учителей-дефектологов;

– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их
в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на
принципах:
 публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
 соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной
организации,

качеству

воспитывающей

среды,

символике

общеобразовательной

организации;
 прозрачности

правил

поощрения

(наличие

положения

о

награждениях,

неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);
 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
 сочетания
индивидуальных

индивидуального
и

коллективных

и

коллективного
наград

даёт

поощрения

(использование

возможность

стимулировать

индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные
противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды);
 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей)

обучающихся,

представителей

родительского

сообщества,

самих

обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей;
 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).

Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной

успешности:индивидуальные

и

групповые

портфолио,

рейтинги,

благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и регулярном
поощрении

классными

представителями)

по

руководителями,
собиранию

поддержке

(накоплению)

родителями

артефактов,

(законными

фиксирующих

и

символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме
индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса.
Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров)
групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью,
достижениями в чём-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.)
может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной
организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий,
различных

форм

совместной

деятельности

воспитательной

направленности,

в

индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических
работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и
их деятельности.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на
уровнях

начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего

образования,

установленными соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления
основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости)
внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план

воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение
уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и
разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися
и родителями;
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование
его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной
деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
 распределённая

ответственность

за

результаты

личностного

развития

обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат
как

организованного

социального

воспитания,

в

котором

общеобразовательная

организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной
социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора,
советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, с
последующим обсуждением результатов на педагогическом совете.
Основным

способом

получения

информации

о

результатах

воспитания,

социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в
личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие
проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности
появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие

интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником
директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии),
классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии
организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут
быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на
вопросах, связанных с качеством:
 реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
 организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 внешкольных мероприятий;
 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности ученического самоуправления;
 деятельности по профилактике и безопасности;
 реализации потенциала социального партнёрства;
 деятельности по профориентации обучающихся;
 организации кадетско-юнармейского движения.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых
предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем
директора совместно с советником директора по воспитательной работе в конце учебного
года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.

Перечень основных государственных и народных праздников, памятных
дат в календарном плане воспитательной работы.
Сентябрь:
 1 сентября: День знаний;
 3 сентября:

День

окончания

Второй

мировой

войны,

День

солидарности в борьбе с терроризмом.
Октябрь:
 1 октября: Международный день пожилых людей;
 4 октября: День защиты животных;
 5 октября: День Учителя;
 Третье воскресенье октября: День отца;
 30 октября: День памяти жертв политических репрессий.
Ноябрь:
 4 ноября: День народного единства.
Декабрь:
 3 декабря: Международный день инвалидов;
 5 декабря: Битва за Москву, Международный день добровольцев;
 6 декабря: День Александра Невского;
 9 декабря: День Героев Отечества;
 10 декабря: День прав человека;
 12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
 27 декабря: День спасателя.
Январь:
 1 января: Новый год;
 7 января: Рождество Христово;
 25 января: «Татьянин день» (праздник студентов);
 27 января: День снятия блокады Ленинграда.
Февраль:
 2 февраля: День воинской славы России;

 8 февраля: День русской науки;
 21 февраля: Международный день родного языка;
 23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
 8 марта: Международный женский день;
 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией.
Апрель:
 12 апреля: День космонавтики.
Май:
 1 мая: Праздник Весны и Труда;
 9 мая: День Победы;
 24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
 1 июня: Международный день защиты детей;
 5 июня: День эколога;
 6 июня: Пушкинский день России;
 12 июня: День России;
 22 июня: День памяти и скорби;
 27 июня: День молодёжи.
Июль:
 8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
 25 августа: День воинской славы России.

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».